Москва и Сочи – русские города с самой доступной средой
Русский сайт бронирования отелей, квартир и домов для отдыха и путешествий Tvil.ru провел опрос в соц сетях, приуроченный к Международному дню инвалидов, который отмечается 3 декабря по инициативе ООН.
По его результатам, городом с самой комфортной средой для людей ограниченными возможностями признана в Рф Москва (за нее проголосовали 26% респондентов).
В первую тройку городов с комфортной средой для туристов с ограниченными способностями вошли Сочи (20% голосов) и Санкт-Петербург (15%).
В пятерке наилучших также Казань и Ялта (по 12% голосов).
Аэропорт Шереметьево показывает заботу о маломобильных путешественниках
В Интернациональный день инвалида главный аэропорт страны презентовал доступную среду для людей с ограничениями жизнедеятельности на примере вошедшего в этом году в строй Терминала В.
В Шереметьево сформирована особая служба, обеспечивающая комфортабельность и беспроблемность доставки маломобильных пассажиров к рейсам. Возглавляющая эту службу Анна Москвина показала работу служб специализированного зала «Меркурий» в этом новеньком, современном терминале.
А профессионалами при этом выступили люди, впрямую заинтригованные в такого рода услугах и поддержке – слепой Андрей и передвигающаяся на коляске Евгения.
В зал «Меркурий» эти два профессионала прибыли в сопровождении сотрудников аэропорта. Евгении при этом пришлось преодолеть неблизкий путь: ее автомобиль был припаркован в районе Терминала Е. Но каких-либо ощутимых проблем, по ее мнению, это не сделало: логистика передвижения между терминалами Шереметьево обмыслена и удобна всем.
Комната для гигиенических процедур, детская зона – все это в «Меркурии» несет на для себя отпечаток заботы. И тут, и там есть тревожное кнопка.
Сотрудник зала держит под контролем время пребывания здесь пассажира и заблаговременно подготовит его к выходу в зону вылета: можно ни чем не переживать.
Есть здесь и индукционная система для слабослышащих, интернет-зона с компьютерными играми. Зал общей площадью 120 квадратных метров рассчитан на одновременное сервис до 20 посетителей.
На стойке ресепшн размещена «звуковая панель», которая обеспечивает прослушивание аудиоинформации пассажирами с нарушенной функцией слуха, пользующихся слуховыми аппаратами в режиме индукционной катушки «Т». Кресла здесь — со специальным углом наклона спинки (это принципиально для колясочников). В санузле — кушетка для санитарных процедур. И, если что, недалеко медпункт.
«Все наши терминалы получили паспорта доступности, но Терминал В – самый показательный», — гласит Анна Москвина.
В этом терминале есть тактильная навигация, информация дублируется шрифтом Брайля, установлены пандусы, подъемные платформы, заниженные стойки, кнопки вызова ситуационной содействии, индукционные петли.
Особенно все это было в новинку Андрею. «Летаю изредка, — пояснил он. – Понравилось, что в коридорах Терминала В есть комфортные направляющие дорожки, по которым мы на данный момент сюда шли – я их чувствовал тактильной тростью».
А вот Евгения, которая уже больше 10 лет передвигается в инвалидной коляске, — опытнейший путешественник. «До 10 раз в году, бывает, летаю: одна либо с дочкой пяти лет, — поделилась она. – Вот не так давно вернулась из США. Если сравнивать Шереметьево и южноамериканские аэропорты, то, по крайней мере, этот, беспримерный терминал в чем-то, возможно, даже лучше с позиций доступности, чем другие американские. Я, знаете ли, человек въедливый: искала погрешности — и не отыскала».
Но, к огорчению, не во всех российских городах аэропорты отвечают схожим требованиям. После Сочинской Олимпиады, а потом и Параолимпийских игр в умах наших граждан, убеждена Евгения, многое изменилось: они стали несколько по другому относиться к людям с физическими и ментальными особенностями, считает она. Да и на недавнешний футбольный чемпионат мира приехало немало колясочников.
И все же рано гласить, что в этой сфере у нас все отлажено. Даже в столице. К примеру, в Домодедово парковка для инвалидов размещена очень неблизко от зоны вылета. А в отдаленных регионах сотрудники аэропортов иногда совсем не ориентируются в ситуации. Люди же с ограничениями мобильности, как правило, не могут отстаивать свои права.
Из зала «Меркурий» мы вкупе с экспертами Андреем и Евгенией направились к установленному на входе в Терминал В специальному табло с тактильным определением и с озвучкой на русском, британском и китайский языках, и Андрей наощупь и на слух протестировал его, достаточно легко разобравшись, где какая служба находится.
Чтоб попасть в бизнес-зал «Рублев», пригодилось подняться на третий этаж. Как управится с этой проблемой Андрей? Не растеряется ли? Естественно, нет – ведь все шереметьевские лифты «говорящие», прибытие на каждый этаж озвучивается.
А Евгения растолковала, как колясочник попадает уже непосредственно в самолет, если рейс загружается не через «рукав», а с летного поля (не тащить же человека на коляске по трапу): для этого, оказывается, есть специальные амбу-лифты.
Зал «Рублев» повсевременно посещают люди ограниченной мобильности, и тут к ним очень внимательны. Помогают избрать еду и, конечно же, донесут ее до столика.
Адаптированы для них и туалеты, комнаты отдыха.
Даже на 2-ой этаж очень просто добраться – на панорамном лифте, куда просто въезжает коляска.
А как приятно прикоснуться руками к прекрасным игрушкам на новогодней елке…
Что до парковки, то сейчас Женя знает: она есть при каждом терминале. Места для инвалидов тут на 10% шире обычных.
Довольно обратиться к диспетчеру – и он все покажет, поможет припарковаться.
В прошедшем году Шереметьево обслужил более 140 тыщ пассажиров с ограниченными возможностями здоровья. Это на 44% больше, чем годом ранее. По итогам 2018 года аэропорт планирует обслужить выше 178 тысяч таких пассажиров – на 25% больше, чем в 2017 году.
В вагонах беспилотных поездов межтерминального перехода (МТП) выделены места для перевозки инвалидов в креслах-колясках, в станционных комплексах МТП — просторные лифты.
Подходящим образом оборудованы зоны таможенного досмотра, информационные стойки и стойки регистрации.
Незначительно цифр и фактов:
Динамика обслуженных пассажиров с ОВЗ в МАШ
Период Количество Рост
2012 30 000 21%
2013 42 900 42,8%
2014 64 300 50%
2015 79 900 24%
2016 99 200 24%
2017 142 500 44%
2018 178 000 (прогноз) 25%
• Проведена паспортизация объектов инфраструктуры и услуг. Терминалы B, D, E, F аэропорта признаны доступными для пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.
• Подъездные пути к терминалам оборудованы пандусами, предусмотрены бесплатные парковочные места, как для стоянки, так и для краткосрочной остановки вблизи терминалов.
• Входы в терминалы оборудованы раздвижными дверцами, на входах обеспечена возможность вызова служащих службы сопровождения.
• Доступен заказ услуг по сопровождению в особом разделе на сайте аэропорта, в мобильном приложении, по телефону либо по прибытии в аэропорт.
• Установлены особые телефонные аппараты для слабослышащих пассажиров и гостей аэропорта.
• Стойки инфы, регистрации, розыска багажа и залы завышенной комфортности оснащены индукционными петлями для слабослышащих пассажиров.
• Расположены тактильные пути и тактильно-звуковые мнемосхемы с информацией о местонахождении пассажира и вероятных маршрутах движения, продублированной шрифтом Брайля и звуковым сопровождением.
• Выделены зоны ожидания для маломобильных пассажиров на выходах на посадку.
• Обеспечено наличие инвалидных кресел разных типов для беспрепятственного перемещения по терминалам.
• Обеспечена возможность использования амбулифтами и подъемными платформами.
Не считая зала «Меркурий» (в общедоступной зоне Терминала B), есть в Шереметьево и другие подобные залы — «Сатурн» (в общедоступной зоне Терминала D) и «Сириус» (в «незапятанной зоне» Терминала E). Кстати, «Сириус» – это 1-ый зал повышенной комфортности для пассажиров с ограничениями по состоянию здоровья, сделанный в аэропортах России.
А еще Шереметьево – неизменный партнер нашей Благотворительной акции «Турбизнес с открытым сердечком». 30 августа 2017 года аэропорт провел наинтереснейшую экскурсию по своим службам для малеханьких подопечных (в большинстве своем, колясочников) Детского хосписа «Дом с маяком».
Весной последующего года планируется еще одна такая экскурсионная поездка, причем детям обещали показать святая святых аэропорта – диспетчерскую.
Третья часть аэропортов России не готова принимать путников с инвалидностью
Еще одно исследование на эту тему провел туристский поисковик Aviasales. Его вывод: во многих русских аэропортах не хватает оборудованных зон, амбулифтов и систем навигации для пассажиров с ограниченными физическими способностями.
В выборку экспертов Aviasales попали 20 городов и 22 воздушных гавани. С помощью активистов был составлен перечень требований, обязательных для маломобильных путешественников. В него вошли комфортная парковка в непосредственной близости от терминала, комплекс услуг по сопровождению, включая приоритетное сервис, корректность навигации, техническая оснащенность и готовность персонала.
«Во время всеохватывающих проверок учитывают гораздо больше факторов, — пояснили в Aviasales. — Принципиально расположение канализационных люков, ширина просветов в дренажных решетках, верный угол наклона спинки скамеек. Мы же изучили доступность базовых сервисов, которые определили как мало необходимые».
Веб-сайты почти всех аэропортов содержат информацию о перевозке маломобильных пассажиров. На страничке международного аэропорта Красноярска можно даже заказать услуги по сопровождению пассажира с ограниченными физическими способностями (в большинстве случаев необходимо звонить).
Также отлично обстоит ситуация с парковой: лишь у 9% терминалов нет выделенных парковочных мест. При этом, к примеру, в Пулково инвалиды и их сопровождающие имеют возможность парковаться бесплатно. Комплекс сервисов для маломобильных пассажиров определен советами и приказом Минтранса.
После прохождения неотклонимых предполётных процедур, пассажир должен дождаться посадки в терминале. Но почти в каждом втором аэропорту нет специально оборудованных зон для путников с различными формами физических ограничений. Исследование Aviasales показало, что 27% аэропортов не оборудованы системами навигации для пассажиров с нарушениями слуха и зрения в терминале.
Заключительный шаг связан с подъемом на борт. Если посадка ведется не через «рукав» телетрапа, в норме пассажиру нужен амбулифт — машина, позволяющая поднять коляску прямо к самолету. В реальности в 27% исследованных аэропортов амбулифтов не оказалось. Также, далековато не у всех авиакомпаний оказались в наличии плечевые ремни, устройства, нужные для поддержки спины (доступны на рейсах Аэрофлота). Невзирая на внушительный свод законов, регулирующих перевозку маломобильных пассажиров, специалисты из Всероссийского общества инвалидов, привлеченных Aviasales к исследованию, лицезреют возможности для улучшения процедур.
«Из последних более значимых проблем сейчас решаем вопрос бесплатного провоза 2-ой кресла-коляски для инвалидов. В нормативном документе вопрос количества верно не прописан, но и ограничений только на одну кресло-коляску нет. Этим пользуются авиакомпании, устанавливая своим внутренним регламентом ограничения на бесплатный провоз не более одной кресла-коляски. Для инвалидов, которые уезжают в долгие путешествия это стало неувязкой, так как многие, кроме уличной кресло-коляски, с собой берут и домашнюю. Также этот вопрос очень животрепещущ и для инвалидов-спортсменов», — объяснил Денис Горшко, заместитель начальника Управления социальной интеграции Всероссийского общества инвалидов.
Представители туристского сервиса полагают, что невнимательное отношение к потребностям путников с различными физическими особенностями можно разъяснить низкой осведомленностью об этих потребностях. К примеру, в России нет агрегированной статистики по количеству маломобильных пассажиров. Англоязычные источники оценивают глобальный объем путников с инвалидностью в 180 миллионов человек. При этом только южноамериканские 50 миллионов путешественников с ограниченными физическими способностями — это огромный рынок в $175 млрд. Отмечается, что этот рынок растет на 22% в год.
Сервис Aviasales интенсивно помогает людям с ограниченными физическими способностями, участвует в благотворительных программах, в том числе и в нашей Благотворительной акции «Турбизнес с открытым сердечком», выставляя свои лоты на благотворительные аукционы и помогая таким образом собирать средства для маленьких подопечных Детского хосписа «Дом с маяком».
Обзор подготовил
Константин Исааков,
координатор Благотворительной акции «Турбизнес с открытым сердечком»