Поделиться статьей с друзьями

Интересное
Май 27, 2019

«Мы оперу, мы оперу, мы очень любим оперу!»

«Мы оперу, мы оперу, мы очень любим оперу!»

Признаюсь, очень мне хотелось начать эти заметки словами: «По пятницам я обычно хожу в оперу – к примеру, в Венскую». Но не стану. Поэтому как неправда это: в опере я был уже не помню как издавна. А Вену не видел с начала 90-х.

И ведь при этом люблю. Обеих.

Вену – за ее вальяжную, чуток старомодную супер-европейскость. За беззастенчивую избыточность шарма.

Оперу же… просто люблю. Нереально объяснить словами любовь/ нелюбовь к двум проявлениям красы: к музыке и к женщине. Что и подтвердил нам некогда Пушкин, наш брат по мироощущению, устами Моцарта провозгласивший:

Из удовольствий жизни

Одной любви музыка уступает;

Но и любовь мелодия…

Любим ли мы оперу? В значении «мы» – люд российский, нынешний, зачуханный отнюдь не романтическими реалиями нынешней повседневности. Приученный телевизором в массе собственной к совсем иному музыкальному фону. Те мы, которым на билет в Большой театр (и чтоб место не совсем «галерочное») нужно месячишко не завтракать, не обедать и не ужинать.

Этот вопрос я на уровне мыслей себе задавал по пути в парк Зарядье, на прямую трансляцию из Венской штатс-оперы (Wiener Staatsoper) никак не самого популярного из оперной классики спектакля – «Андре Шенье», оперы итальянского композитора Умберто Джордано, написанной в конце XIX века и шедшей на русской/ советской сценах всего-то трижды: в 1897 году в Харькове, в 1919 году в Екатеринбурге и в 1979 году в Донецке.

То была прошлая пятница, второй из трех вечеров (23-25 мая 2019 года), когда Венский совет по туризму сделал москвичам и гостям городка особый подарок: на мониторе под открытым небом, утонченно декорированном в виде гигантского макета строения Wiener Staatsoper, демонстрировались спектакли Венской гос оперы, празднующей в этом году собственный 150-летний юбилей.

Одним из этих спектаклей и был «Андре Шенье». И шел он в самой что ни на есть прямой трансляции – да, из Вены, из Wiener Staatsoper!

Так любим либо не любим оперу мы? Задавая настолько риторические вопросы urbi et orbi, полагается, наверняка, начать с себя. Со мной все понятно: если совершенно по-честному (музыкальные критики сейчас укоризненно покачают головами), то я люблю пользующуюся популярностью оперу. На «Травиате», сколько бы не смотрел, практически рыдаю. На «Севильском цирюльнике» смеюсь и подпрыгиваю от радости. А вот «Андре Шенье» не лицезрел прежде даже в записи.

Нет, после просмотра спектакля он не проскочил вверх по лесенке моих оперных ценностей, опередив прежние. Сюжет – вполне для себя «оперный» (как очень точно обусловила музыкальный критик, комментировавшая спектакль перед его началом и в антрактах, «в опере всегда баритон убивает тенора, а сопрано погибает сама»), сдобренный, однако, при этом социальной «перчинкой»: Французская революция, бедные и богатые…

Но приятно поразило меня главное, пожалуй, в жанре: красивая партитура, дающая солистам великолепную возможность самовыразиться, показать все, на что способен. В особенности если эти солисты – звезды первой величины Анна Нетребко и Юсиф Эйвазов.

И здесь, конечно же, был главный цимес вечера. Да, высокопрофессиональная сценография. Да, примечательные состав исполнителей и оркестр. Да, пышноватые и в образе эпохи декорации. Но когда на сцену выходят Нетребко и Эйвазов… и когда они просто даже не поют, а только произносят 1-ые реплики… а потом еще и поют – ты больше ничего не видишь и не слышишь.

А в «Андре Шенье», как оказалось, еще и есть что петь! В антрактах нам демонстрировали приветственный ролик супругов Нетребко и Эйвазова – они обратились к российскому зрителю как к аудитории взыскательной, по-настоящему любящей традиционную оперу.

И если бы Анна и Юсиф лицезрели тех, кому в эти часы они адресовали свое искусство, то бы получили полновесное доказательство: да, мы очень любим оперу! Поэтому что трибуны амфитеатра в Зарядье, вмещающие 1 500 зрителей, невзирая на весьма прохладный московский вечер, были заполнены-переполнены, люди стояли в проходах, а другие и расположились прямо на лужайке с другой стороны декорации – монитор-то сделали двухсторонним. Благо, организаторы выдавали всем желающим на чем посиживать и чем укрыться.

И публика это была не та, что прогуливается в оперу «засветиться» на модном показе, а заодно беспримерный наряд «выгулять». Это была рядовая московская интеллигенция. Не перевелась ведь!

Любовь вправду трудно выразить словами – разве что поступками. И сейчас я ни на минуту не сомневаюсь: «Мы оперу, мы оперу, мы очень любим оперу!»

Помните, в начале 80-х такую развеселую песню исполняла эстонская группа «Апельсин»? Чтоб совсем уж оправдать свой заголовок, вот вам, в качестве приза, тот ролик. 

Константин Исааков

Фото создателя

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *