Поделиться статьей с друзьями

Интересное
Апрель 5, 2019

Юозас Будрайтис, человек слоняющийся

Юозас Будрайтис, человек слоняющийся

Вернисаж выставки фото литовского актера и дипломата Юозаса Будрайтиса, изготовленных им в 1979 году, в деньки съемок здесь,  во французской столице, русского фильма «Карл Маркс. Молодые годы» (режиссер Лев Кулиджанов), состоялся вчера, 4 апреля, в столичном представительстве Французского Института в России. Выставка «Мой Париж» открыта для гостей с 5 по 27 апреля.

«Человек слоняющийся» – вроде как незатейливо охарактеризовал себя Юозас Будрайтис, выступая на вернисаже. «Я всюду и всегда такой, – пояснил он. – И в те годы, и на данный момент. Медленно брожу по улицам – «куда глаза глядят», что-то высматриваю, фиксирую на «фотик». Он у меня и на данный момент все тот же, что был и в Париже, в 1979-м».

Представьте, употребил конкретно это, уже почти забытое, советское словечко «фотик» (в наши деньки говорят: фотокамера, ну хотя бы фотоаппарат).

Вот стоит он, Юозас Будрайтис, на данный момент перед нами – поседевший, с непривычными усами. Но все с таким же странным, почти детским выражением лица, каким он нам запомнился по тем русским фильмам, где частенько играл то таких «ну очень забугорных» героев, то людей «с чудинкой». Стоит и ведает, как тогда, 40 лет назад, слонялся по набережной Сены. А я слушаю и вспоминаю его роли в фильмах «Страшный возраст», «Время не ожидает», «Подранки» – пусть не самые пользующиеся популярностью, но, по мне, выражающие суть актерской натуры Будрайтиса.

До чего же он аутентичен – имеет равеноство сам себе! И там, и здесь. И тогда, и теперь.

Вот и фото его парижские подкупают именно этой собственной аутентичностью: когда человек сам по для себя фланирует – «слоняется»! – и просто подглядывает за жизнью.

Юозас Будрайтис «подглядел» Париж – город-артефакт. Тот давнешний Париж, которого уже нет. Сейчас этот как и раньше прекрасный город – все же совершенно другой. Исторический детерминизм. Экзистенциальная неизбежность.

Течение времени – тоже ведь, как понятно, штука экзистенциальная. Будрайтис, кстати, признался в собственном пристрастии к экзистенциализму — с тех еще, русских времен. Так что его Париж – это еще чуть-чуть и Париж Сартра, Париж Камю.

Присмотритесь, этот тяжеловатый француз, читающий газету в саду Тюильри – он вам никого из писателей не припоминает? А в витрине вон того кафе на Монмартре разве не резонирует ли чей-то надреснутый глас из радиоприемника (экзистенциальные радиопьесы звучали тут в конце 70-х в каждом бистро)?

«Мы сейчас здесь удивительным образом соединили здесь две культуры – французскую и литовскую», – отрадно заметил, выступая на открытии выставки, засол Литвы в России Ремигиюс Мотузас.

И ведь Будрайтис был много лет атташе по культуре в литовском посольстве в Москве. Наша родина, оказывается, помнит его и в этом качестве.

«Я нередко езжу по российским регионам и, понимаете, что там слышу? – улыбнулся дипломат Мотузас, смотря на дипломата Будрайтиса: «Нет, мы и вам тоже, естественно, рады. Но были времена, когда к нам приезжал сам Будрайтис!».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *