Поделиться статьей с друзьями

Интересное
Ноябрь 3, 2018

Заводной туризм: как попасть на предприятия и зачем это нужно

Заводной туризм: как попасть на предприятия и зачем это нужно

Производственное закулисье – сюда пока может попасть не каждый. К примеру, увидеть, какой путь проходит молоко перед тем, как отправится в магазин. Либо узнать, что происходит с вагонами метро в депо. Либо даже оказаться на производстве космических движков.

В туризме есть целое направление, которое не просто отвечает на все эти вопросы, но и заводит в такие места, куда попасть можно только по пропускам, — это промышленный туризм. На деньках в Самаре прошел всероссийский форум «Ночи над Волгой», где тщательно разобрали, какие тренды в промышленном туризме есть сейчас, кому и зачем все это необходимо.

Зал Самарского муниципального технического университета полон студентов – сюда приехали ребята из различных городов России, чтобы на практике почувствовать, что такое промышленный туризм, и научиться говорить о нем другим. В программе форума более 15 разных экскурсий по самарским предприятиям, начиная от молочного комбината и заканчивая созданием ракет: Жигулевский пивоваренный завод,  Самарские коммунальные системы, Молочный комбинат DANONE «Самаралакто», Самарский Стройфарфор, предприятие по разработке ракетных движков «Кузнецов» и другие. И все это за три денька – с 29 по 31 октября – вкупе с лекциями и воркшопами.

— Промышленный туризм ориентирован в первую очередь на молодежь. И мы собрали в одном месте всех, кто интересуется этой темой, желает ее развивать по своим регионам и делать это направление более пользующимся популярностью и доступным, — делится организатор фестиваля «Ночи над Волгой», директор АНО «Центр молодежного туризма» Вадим Кокорев.

Все участники разбились на 5 направлений: «Текст», «Фото», «Видео», «Координаторы» и «Перфоманс», и отчаливали на предприятия с конкретными задачами – писать, снимать, фотографировать, — говорить о таком необычном виде досуга и продвигать его в массы. Ведь пока промышленный туризм — это достаточно узкая сфера, и у многих даже мысли не появляется, что в свой выходной можно отправиться на завод и получить при этом очень калоритные впечатления.

— Основная аудитория промышленного туризма – это школьники 8-9 классов. Для их это возможность познакомиться с будущей профессией, а позже прийти на предприятие работать, так что фабрики заинтересованы в таких экскурсиях и 90% всех программ нацелены именно на старшеклассников, — делится управляющий MICE Market Сергей Рыжков. Также, по утверждениям эксперта, охотно пускают к себе на создание представители пищевой промышленности – для их это возможность продвижения своего продукта, а дегустации в конце экскурсии полностью окупаются тем, что туристы начинают еще чаще выбирать эти товары в магазине.

— Для бизнеса промышленный туризм достаточно выгоден и дает ряд возможностей: формирование положительного отношения к бренду, управление лояльностью, стиль, — делится директор по маркетингу Domina Group в Рф Наталия Белякова. То есть в таких экскурсиях на фабрики заинтересованы как туристы, так и сами фабрики. Правда, не все пока представляют, что необходимо туристу и как ярко рассказывать о производстве. Да и не на каждом предприятии находится зрелищность, возможность увидеть сам процесс и сделать прекрасные кадры. Но даже в этом случае всегда найдется выход.

К примеру, на молочном комбинате вы не увидите молочных рек, огромных котлов с молоком или коров – все молоко приезжает с примыкающих ферм в фургонах и доставляется по особым трубам. Однако сотрудники придумали, как сделать посещение завода увлекательным, и показывают туристам лаборатории. Здесь можно выяснить, как получаются новые вкусы, в чем полезность молочных продуктов и все ли молоко подходит для производства. Есть даже особый милкоскан, напоминающий сканер, – он анализирует состав молока и дает полную характеристику продукту. Но для обыкновенной проверки достаточно и простой на вид полосы, напоминающий тест на беременность, только положительный итог здесь – это пять полосок, а не две. Большее либо меньшее количество указывает на какие-то задачи, и такое молоко бракуется и не отчаливает на производство.

Молочную продукцию на комбинате можно узреть уже в бутылках при расклейке этикеток. До этого весь процесс прячется в трубах – это нужно, чтоб избежать любого контакта с воздухом и прирастить срок хранения молока. В результате такие бутылочки просто могут храниться около 10 суток. И еще один день плюсуется автоматически, так как на продуктах всегда указывается завтрашнее число.

Перед тем, как попасть на создание, экскурсантам рассказывают истории о молоке. К примеру, ученый Илья Ильич Мечников считал, что йогурт и содержащаяся в нем болгарская палочка может стать лекарством от старения и кисломолочные продукты имеют возможность увеличить продолжительность жизни до 100-120 лет.

 — Компаний, готовых показать «закулисье производства», пока не очень много, меж тем, экскурсионные проекты — это профориентация для школьников и более простой путь продвижения компании как потенциального работодателя, это хороший GR-проект инвестиционной привлекательности территории, — делится менеджер по связям с общественностью и внутренним коммуникациям АО «Данон Наша родина» Татьяна Голуб.

Посреди предприятий, участвующих в форуме «Ночи над Волгой», были и те, которые чуток ли не впервые принимают группы и только что осваивают промышленный туризм. Так, например, для самарского электродепо, куда уезжают вагоны метро после конечной станции, такая экскурсионная поездка стала третьей в истории предприятия.

Метро в Самаре появилось в 1987 году. Составы тут в два раза короче, чем в Москве – четыре вагона заместо восьми. И за сутки каждый поезд непременно заходит в депо для проверки, уборки и осмотра. Несколько человек методично простукивают каждую деталь – если вдруг обнаружится какая-то неисправность, поезд здесь же снимают с работы и переводят в примыкающий ремонтный цех.

За всей этой работой стоит около 230-240 человек. Есть и те, кто работает с самого основания метро и помнит пуск первого состава. Александр Федорович Суриков пришел ассистентом машиниста, а сейчас работает мастером:

— Нас было тогда 40 человек, мы пришли с стальной дороги и до сих пор считаем себя железнодорожниками и не признаем праздничек, к которому нас все хотят отнести – день пассажирского транспорта или день шофера. Ну, какие мы шоферы?

В помещении доносится запах креозота – этим веществом пропитывают шпалы, так пахнет стальная дорога, поезда, долгие ночи в плацкартном вагоне и путешествия. Здесь же, на полках с железными и громоздкими двигателями соседствуют цветы. Их настолько много, что кажется, как будто попадаешь в кабинет биологии или школьный живой уголок. И такую картину вряд ли представишь себе, пока не окажешься на предприятии, не пообщаешься с людьми, которые там работают, не вдохнешь пропитанный креозотом воздух.

Промышленный туризм – это текущее погружение в закрытое от посторонних глаз место, которое видят единицы – производственное закулисье. И несмотря на то что пока не так много предприятий готовы принимать у себя экскурсантов, тема становится все более пользующейся популярностью и все больше человек выбирает экскурсионную поездку на завод. Чтобы сделать этот процесс комфортным и быстрым, эксперты форума предложили составить карту компаний промышленного туризма. Пока идея состоит в том, чтоб запустить это в пяти регионах, более заинтересованных в развитии данного направления. Но в будущем, может быть, каждый город сможет похвастаться своей базой компаний, куда можно прийти на экскурсию и изнутри узреть производственное закулисье.

Анастасия Обуденкова

Фото создателя

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *